Wednesday 7 October 2015

Кастрычнік. Першая сустрэча

Проблема: Нетрадиционное образование

Фильм: Улыбка Моны Лизы

Праблема: Нетрадыцыйная адукацыя
Фільм: Усмешка Моны Лізы





В октябре было принято решение снова вернуться к теме образования. В прошлом году мы смотрели фильмы про двух мужчин-педагов. В этом году первый фильм был посвящен женщине-педагогу Кэтрин Уотсон в исполнении Джулии Робертс.
 1953 год. В Америке идет борьба женщин за свои права, и в это время Кэтрин Энн Уотсон, выпускница Беркли, получает место преподавателя истории искусств в женском колледже Уэллесли. Однако среди руководства и преподавательского состава колледжа преобладают патриархальные взгляды на роль женщины в этом мире.
Кэтрин со страстным энтузиазмом бросается в борьбу за равноправие полов и оказывает огромное влияние на студенток, в том числе на Бетти и Джоан. Общение меняет и учениц, и главную героиню: заставляет её по-новому взглянуть на собственную жизнь.
Главная героиня, преподавательница истории искусств Кэтрин Уотсон пытается доказать своим ученицам, что нельзя подстраиваться под стереотипы о том, что женщина обречена на роль домохозяйки и примерной жены. Она призывает девушек строить свою карьеру, чтобы быть независимыми и чтобы не «зарывать в землю» свои таланты и способности — это важнее, а создать семью можно и потом. Но есть ли единственный правильный вариант? Ответ на вопрос в словах самой Кэтрин: «Неправильного ответа нет. И учебника с подсказками тоже нет». Каждый имеет право делать свой выбор самостоятельно. Кэтрин так часто произносит это, но периодически сама об этом забывает, навязывая ученицам свое собственное мнение. Правда, именно потому что героиня Джулии Робертс- не идеальна (ведь и она часто ошибается и поступает не правильно), вызывает симпатию у зрителя. В результате не только она помогает свои ученицам взглянуть на мир по-новому, но и они меняют ее мировоззрение: даже следуя правилам, можно оставаться самим собой. Эту мысль очень ярко выражает сцена, где девушки, казалось бы, по одному шаблону картины Ван Гога нарисовали совершенно непохожие друг на друга картины.
Очень интересной была дискуссия после фильма. Так получилось,  что кроме меня был только 1 представитель сильной половины человечества . Поэтому Первоначально,до просмотра фильма Ответ на ключевой вопрос: Что важнее: образование или замужество? Был почти единогласным только 1 человек посчитал, что важнее замужество. То после просмотра фильма все не были так едины. И даже спустя пару дней споры между зрителями продолжился.
У кастрычніку было прынята рашэнне зноў вярнуцца да тэмы адукацыі. У мінулым годзе мы глядзелі фільмы пра двух мужчын-настаўнікаў. У гэтым годзе першы фільм быў прысвечаны жанчыне-педагогу Кэтрын Уотсан (у выкананні Джуліі Робертс). 1953 год. У Амерыцы ідзе барацьба жанчын за свае правы, і ў гэты час Кэтрын Эн Уотсан, выпускніца Берклі, атрымлівае месца выкладчыка гісторыі мастацтваў у жаночым каледжы Wellesley College. Аднак сярод кіраўніцтва і выкладчыцкага саставу каледжа пераважаюць патрыярхальныя погляды на ролю жанчыны ў гэтым свеце. Кэтрын з гарачым энтузіязмам кідаецца ў барацьбу за раўнапраўе полаў і аказвае вялікі ўплыў на студэнтак, у тым ліку на Бэці і Джоан. Зносіны мяняюць і вучаніц, і галоўную гераіню -  прымушаюць яе па-новаму зірнуць на ўласнае жыцце. Галоўная гераіня, выкладчыца гісторыі мастацтваў Кэтрын Уотсан спрабуе даказаць сваім вучаніцам, што нельга падладжвацца пад стэрэатыпы аб тым, што жанчына асуджана на ролю хатняй гаспадыні і прыкладнай жонкі. Яна заклікае дзяўчат будаваць сваю кар'еру, каб быць незалежнымі і каб не «закопваць у зямлю свае таленты і здольнасці — гэта важней, а стварыць сям'ю можна і потым. Але есць адзіны правільны варыянт? Адказ на пытанне ў словах самой Кэтрын: «Няправільнага адказу няма. І падручніка з падказкамі таксама няма». Кожны мае права рабіць свой выбар самастойна. Кэтрын так часта прамаўляе гэта, але перыядычна сама пра гэта забывае, навязваючы вучаніцам свае ўласныя меркаванні. Праўда, менавіта таму што гераіня Джуліі Робертс - не ідэальная (бо і яна часта памыляецца і  паступае не правільна), выклікае ў гледача сімпатыю. У выніку не толькі яна дапамагае сваім вучаніцам зірнуць на свет па-новаму, але і яны мяняюць яе светапогляд: нават прытрымліваючыся правілаў, можна заставацца самім сабой. Гэтую думку вельмі ярка выказвае сцэна, дзе дзяўчыны, здавалася б, па адным шаблоне карціны Ван Гога намалявалі зусім непадобныя  карціны. Вельмі цікавай была дыскусія пасля фільма. Так атрымалася, што акрамя мяне быў толькі адзін прадстаўнік моцнай паловы чалавецтва . Таму яшчэ да прагляду фільма адказ на ключавое пытанне: "Што больш важна: адукацыя або замужжа?" быў амаль аднагалосным -  "замужжа". Пасля прагляду фільма гледачы не былі так катэгарычны. І нават праз пару дзён спрэчкі паміж імі працягваліся.



No comments:

Post a Comment